Именно для этого в нормативно-правовых актах подробно изложен порядок и особенности проведения СОУТ (система специальной оценки условий труда), например, в приказе Министерства труда РФ №250 и ФЗ-№426. Проверка по данной системе проводится раз в 5 лет.
Главной целью данной проверки являются:
- Обнаружение и ликвидация опасных факторов на рабочем месте медработников и иных сотрудников медучреждений.
- Определение типов и объёмов льгот, на которые могут рассчитывать вышеуказанные лица при наличии риска для жизни и здоровья на рабочем месте.
- Для каждой профессии и специализации медработников есть свои процедуры проведения проверки оценки труда.
Повышенные риски медработников существуют:
- в аппаратных, где установлено оборудование для диагностики, от которого исходит излучение и ультразвуковые волны;
- в медицинских организациях, связанных с психиатрической помощью, где медработники подвергаются интенсивным психологическими и физическими нагрузками;
- в операционных, где нормативно закреплены повышенные требования к микробиологической среде и гигиене.
СОУТ медицинских учреждений, как процедура, является сложной работой, состоящей из нескольких этапов:
Формирование и подпись приказа о проведении СОУТ.
Оформление и отправка специализированной организации официальной заявки со стороны медицинской организации на проведение проверки СОУТ.
Выезд специалиста (эксперта) в медицинскую организацию. Проведение проверки.
Согласование и окончательное утверждение отчета по СОУТ.
Отправка сведений о проведённой проверке в Государственную Инспекцию Труда.
Для подробного и точного представления о классе условий труда медработников необходимо привлечение экспертов, имеющих соответствующие документы (аттестат) и навыки. Стоит учитывать, что ни один специалист по специальной оценке труда не может знать в совершенстве особенности деятельности каждого медработника.
Единственный способ получения точных данных при проведении СОУТ – создание необходимых условий, при которых приглашённые эксперты по специальной оценке труда будут тесно взаимодействовать с медицинскими работниками организации.
Эти условия уже будут гарантировать корректность и точность определения рисков и опасности для сотрудников медорганизации, и позволят грамотно произвести расчёт компенсаций и льгот, на которые могут рассчитывать медработники.
Напоминаем!
Подробнее о порядке и специфике проведения СОУТ - в приказе Минтруда РФ №250 и ФЗ-№426.
СОУТ. Состав комиссии
Система специальной оценки условий труда в сфере здравоохранения Российской Федерации представляет собой многоэтапный, глубокий процесс, для которого необходим комплексный подход с непосредственным участием и активным взаимодействием медработников – сотрудников медучреждения и независимых экспертов.
Принципы проведения СОУТ формируются с учетом, гигиенических норм, вредных факторов и требований охраны труда, закреплённых в нормативных актах (законах, постановлениях и т.д.).
Основными целями СОУТ являются:
Обеспечение необходимого уровня безопасности для сотрудников медучреждения.
Определение компенсаций, на которые медработники имеют право в случае наличия рисков, которые обусловлены особенностью тех или иных специальностей и рабочего процесса.
Проводить СОУТ в медучреждении должна аккредитованная для этого организация. После подачи заявки руководителем на проведение СОУТ, должен выйти приказ о создании комиссии.
В состав этой комиссии должны входить следующие сотрудники:
Специалист по охране труда.
Главная медсестра.
Представитель профсоюза.
Другие лица со стороны заявителя.
Председателем комиссии становится работодатель (главный врач), или его официальный представитель. Если клиника имеет много отделений по разным специализациям, то для получения более цельных и точных данных об условиях труда в организации в комиссию рекомендуется включать сотрудников, работающих в этих отделениях: эпидемиологии, неврологии, дерматовенерологии, онкологии, хирургии.
Необходимо помнить, что количество членов комиссии СОУТ со стороны заявителя должно быть нечётным.
СОУТ. Подготовка проведения проверки.
Для полного и грамотного проведения процедуры СОУТ необходимо понимание объемов проводимой работы и готовности передать полномочия экспертной комиссии. В первую очередь члены комиссии по СОУТ проводят анализ документации и внутренних норм медучреждения.
На основе полученной информации:
- Создаются направления, определяется объем работы и устанавливаются сроки ее выполнения.
- Назначаются лица, ответственные по каждому созданному направлению.
- Составляется полный перечень рабочих мест в медицинской организации, где будет проходить проверка по системе Специальной Оценки Условий Труда.
Главной задачей со стороны руководства медицинской организации является информирование сотрудников о предстоящей проверке рабочих мест. Это необходимо для того, чтобы медработники смогли своевременно составить предложения и замечания, которые могут уменьшить вредность и опасность их труда.
К началу проведения СОУТ рабочие места должны быть подготовлены к проверке.
Заявитель (руководство медорганизации) со своей стороны обязан:
- Обеспечить уровень нормального освещения в рабочих помещениях.
- Проверить исправность оборудования, установленного в медицинском учреждении.
- Установить знаки безопасности на технологическом оборудовании.
- Проверить системы вентиляции, отопления и водоснабжения.
Чёткое выполнение вышеуказанных действий по подготовке к проведению СОУТ будет способствовать полной, грамотной и своевременной оценке условий труда в медицинской организации.
СОУТ. Категории рабочих мест и задачи экспертов при проведении проверки.
При проведении проверки по оценке условий труда в медицинской организации рабочие места разделяются на 3 категории:
Офисное рабочее место: офисные помещения, архивы.
Здесь отсутствуют вредные для сотрудников факторы химического и биологического характера.
Рабочее место первой категории: склады, учебные аудитории, конференц-залы.
Здесь отсутствует вредный химический фактор, но присутствует биологический. Эксперты проводят до 5 измерений в помещении.
Рабочее место второй категории: кабинет рентгенографии, лаборатории и т.д.
Здесь присутствуют вредные факторы химического и биологического характера, а также АПФД (аэрозоли, преимущественно фиброгенного действия - пыли, при котором в легких происходит разрастание соединительной ткани, нарушающее нормальное строение и функции органа).
Эксперты СОУТ обязаны провести опрос сотрудников и измерить показатели потенциально вредных или опасных факторов, чтобы потом составить список тех, что причиняют вред или несут опасность для здоровья/жизни медицинских работников.
В ходе проведения аттестации рабочих мест медицинских работников могут быть выявлены места, которые:
- расположены в помещениях одного типа, оснащенные одинаковыми инструментами и аппаратурой,
- используются для одних и тех же целей.
СОУТ. Виды вредных факторов.
Во время проведения проверки СОУТ комиссия выявляет следующие виды факторов на рабочих местах, которые могут нанести вред жизни и здоровью сотрудников медицинской организации:
1. Нервно-эмоциональные. В данную категорию относят вредные факторы, которые влияют на психическое и физиологическое состояние медицинского персонала. Это: взаимодействие с психически нездоровыми пациентами, беспокойство за жизнь больного пациента, ночные выезды скорой помощи и другие факторы, которые могут повысить уровень стресса у работника медицинской организации.
2. Биологические. Эти факторы наиболее значимы при проведении СОУТ в инфекционных больницах и туберкулёзных диспансерах. Характеры для тех, чья деятельность подразумевает контакт с возбудителями инфекций, которые передаются воздушно-капельным путем.
3. Химические. К ним относятся – эфиры, растворы, аэрозоли и другие препараты, которые потенциально могут спровоцировать - раздражение слизистой оболочки, аллергию, ожог кожи и иные реакции общетоксического характера.
4. Физические. Это – ультразвук, шумовые и вибрационные нагрузки, электромагнитные поля, излучения, источником которых является технологическое оборудование медицинской организации.
На медработников могут воздействовать риски в комбинации из нескольких видов. Например, рентгенологи во время своей работы получают реальный вред от рентгеновского излучения и, одновременно, подвергаются риску заражения различными инфекциями при работе с пациентами. При расчете суммы и типа компенсаций для медработников рентген-кабинета комиссия по СОУТ в отчете будет учитывать как биологические, так и физические факторы.
СОУТ. Составление карты и присвоение класса условиям труда.
Карта СОУТ представляет собой отчёт с указанием фактических сведений о вреде, наличии опасности на рабочих местах, наличии льгот и гарантий для работников медицинских организаций.
Карта СОУТ вступает в юридическую силу после её подписания всеми членами комиссии. Данный документ должен изучать каждый новый сотрудник при приеме на работу в медицинскую организацию. Своё ознакомление он подтверждает подписью, при этом, понимая риски и опасности, с которыми может столкнуться при выполнении своих трудовых обязанностей.
Разделение условий труда в медицинской организации осуществляется по классам. Чем класс ниже, тем риски и опасности для медработников на рабочем месте менее выражены.
Всего выделяют 4 класса:
Первый класс свидетельствует об отсутствии воздействия вредных факторов на работников медучреждения. Это позволяет обеспечить безопасную и высокую работоспособность среди сотрудников медицинской организации.
Второй класс присваивается по условиям, где медицинские работники находятся под прямым влиянием опасностей и рисков, но степень их выраженности не нарушает требований, установленных гигиеническими нормативами. При работе в условиях, которые соответствуют второму классу по СОУТ, сотрудник медучреждения имеет право на отдых во время перерывов между сменами.
Третий класс по СОУТ присваивается тогда, когда условия труда не могут соответствует норме. К этой категории чаще всего относятся условия труда, для которых необходимы корректирующие мероприятия.
При присвоении рабочему месту третьего класса могут также присваиваться подкатегории вредности:
3.1 У сотрудников медицинской организации имеет место развитие профзаболеваний средней тяжести, которые в дальнейшем могут стать причиной снижения или полной потери трудоспособности.
3.2 Степень влияния вредных веществ в рабочем помещении может привести к образованию тяжелых профессиональных заболеваний и инвалидности с быстрой потерей трудоспособности.
3.3 Сотрудники медицинской организации во время работы получают физический вред или выполнение их прямых обязанностей имеет напряженный характер, после которого они не могут полностью восстановиться в промежутках между сменами.
3.4 Факторы риска провоцируют устойчивые изменения в организме, а также приводят к развитию профзаболеваний в лёгких формах.
Самым критически высоким считается 4-й класс. При условии предполагаемого развития тяжёлых и острых хронических профзаболеваний, а также наличие прямой угрозы жизни сотрудникам медучреждения при выполнении должностных обязанностей, данным рабочим местам присваивается четвёртый класс.
В отчёте СОУТ, помимо класса условий труда рабочих мест также указываются:
1. реквизиты организации, в которой проводилась СОУТ;
2. перечень рабочих мест;
3. классы и подклассы условий труда в отношении каждого рабочего места (за исключением аналогичных);
4. протоколы результатов исследований и испытаний на каждое рабочее место;
5. заключение о невозможности проведения исследований на конкретных рабочих местах (если таковые имеются);
6. перечень мероприятий, нацеленных на то, чтобы привести условия в соответствие с требованиями охраны труда и гигиеническими нормами.
СОУТ. Льготы и компенсации.
После подписания членами комиссии отчёта по СОУТ медицинская организация должна в течение трёх дней уведомить проверяющую организацию о завершении проверки. В течение 30 дней весь персонал медицинской организации должен быть ознакомлен с результатами проверки под роспись.
После утверждения отчёта по СОУТ его копия должна быть передана в ЦСМ (Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний) заказным письмом с уведомлением о вручении, либо на электронную почту с электронной подписью в течение 3-х дней.
После утверждения и ознакомления с отчётом по СОУТ в пользу работников медучреждения могут быть присвоены следующие льготы и компенсации:
1. доплата за работу во вредных условиях труда;
2. дополнительный оплачиваемый отпуск;
3. сокращение рабочих часов в неделю;
4. досрочный выход на пенсию;
5. молоко.
Сокращённая рабочая неделя в качестве компенсации за вред здоровью полагается:
1) (до 36 часов) для медицинских работников психиатрических лечебниц, кожно-венерологических диспансеров и лепрозориев;
2) (до 24 часов) при условии наличия в рабочем помещении установленного и эксплуатируемого медицинского оборудования с гамма-лучами;
3) (до 30 часов) для специалистов-патологоанатомов и работников, контактирующих с оборудованием для радиотерапии.
Дополнительный оплачиваемый отпуск (2 недели) предоставляется медицинским работникам, которые работают с людьми, у которых подтверждён статус ВИЧ.
Также на дополнительный оплачиваемый отпуск (от 14 до 21 дней) и (от 14 до 35 дней) могут рассчитывать сотрудники, работающие в противотуберкулезных диспансерах и психиатрических клиниках, соответственно.
Все врачи, трудящиеся в условиях от 3.1 подкласса и выше, должны получать доплату к окладу. Минимальное повышение заработной платы составляет 4 %.
Возможность досрочного выхода на пенсию, как и повышение базового оклада, полагается сотрудникам медорганизации, чья работа протекает в условиях подкласса 3.1 и выше. Минимальный срок работы для получения этой компенсации в городских условиях – 30 лет, в сельской местности – 25 лет.